Дети и гаджеты: плохо или пофиг?

В эпоху цифрового образования, шоппинга, развлечений и работы сложно отрицать значимость Интернета. Он позволил нам ускорить жизнь на 200%, сделать досягаемым то, что раньше было недоступно, вывел развлечения на принципиально новый уровень.

Наши дети получили самый большой «апгрейд», ведь они, кажется, с самого рождения готовы взаимодействовать с виртуальной вселенной без малейшего сомнения. Но правильно ли это? Как же наше советское детство с «деревянными игрушками, прибитыми к потолку»?

Екатерина Мурашова, писатель и семейный психолог, провела небольшое исследование, чтобы понять, как семьи решают проблему онлайн-детей. Она опросила около 30 семей и разделила респондентов (родителей) на три группы:

«Мы четко контролируем использование компьютера и гаджета. Нашему сыну разрешено играть в компьютер — полтора часа в будний день и по воскресеньям — три часа. Интернета и игр в телефоне у него нет». Сроки и их распределение по дням могли быть любыми, главное четкость позиции и ее понятность для ребенка (подростка).
«Сроки у нас как бы обозначены, но четко соблюдать их не получается, мы находимся в состоянии непрерывной борьбы — положи телефон, почитай книгу, не будешь слушаться — отберу гаджет, еще одна двойка и компьютера ты лишишься и т. д.» Иногда у ребенка отбирают смартфон, компьютер запароливают, потом все это, разумеется, возвращается и начинается новый виток борьбы.
«Мы (а особенно наши дети) живем в компьютерную эру, гаджеты — естественная часть жизни, поэтому как использует, так и использует». «Если я с ним еще и из-за этого буду сражаться, так у нас вообще положительных коммуникаций не останется, хватит мне его школы». «Да все равно ничего не выйдет, не стоит и заморачиваться». Использование компьютера и гаджетов родители не контролируют вовсе — идеологически или просто лень. Перейти в первую или вторую группу эти родители и не помышляют.
На этом этапе сразу становится интересно, к какой группе относится моя семья. Какая из групп правильная? На верном ли пути мои дети?

На этом исследование не закончилось. Следующим этапом стал опрос самих детей. Их спросили, насколько родители контролируют их Интернет-жизнь, результаты опроса были сопоставлены с ответами родителей, и получившийся результат удивил как родителей, так и автора исследования.

Самое большое расхождение между заявленным и реальным временем за гаджетом оказалось у первой группы. Например, родителями заявлено: пять часов в неделю. Ребенок по своим подсчетам: двадцать два часа (на переменах, ночью, стащил планшет у брата и тд).

При этом важно учитывать, что чувствуют дети по отношению к интернет-инквизиции. Моральный «компьютерный» климат в первой и второй группе отличался кардинально. Дети из первой группы чувствуют, что это они виноваты, нарушая режим. Дети во второй группе осознают себя постоянно обманутыми борцами за правду и справедливость. «Я эту двойку уже почти исправил, я же уже с учительницей договорился, чего же она…!» Моральный «компьютерный» климат в третьей группе по понятным причинам самый приятный и тёплый.

Статистические данные говорят сами за себя:

Первая группа. Заявлено «контролирующими» родителями: в среднем дети проводят в интернете 7 часов в неделю. По сообщениям детей из этой группы — 21,7 часа.

Вторая группа. Заявлено «борющимися» родителями: в среднем дети проводят в интернете 11,5 часов в неделю. По сообщениям детей из этой группы — 24,3 часа.

Третья группа. Заявлено «родителями-пофигистами»: в среднем дети проводят в интернете 25 часов в неделю. По сообщениям детей из этой группы — 23,7 часа.

Вот такая вот интернет-каша получилась. Выводы остаются за вами. Важно учитывать, что интернет дети используют ещё и в образовательных целях. Например, работа с переводчиком и словарем необходима в процессе выполнения домашнего задания по английскому.

Также обратим внимание на тенденции современного рынка учебной литературы. Самые «ушлые» компании оперативно переходят на онлайн-ресурсы, учебники и рабочие тетради переводятся в цифровой формат. Движение в онлайн необратимо, наши дети стремительно врываются в мир единиц и нулей и, кажется, уже правят им. Мы можем бороться, можем наблюдать и вздыхать, но остановить их рывок уже не невозможно.

Ссылка на статью Е. Мурашовой: https://snob.ru/selected/entry/121270/

Алексей Трофимов

Академический директор сети лингвистических центров Priorita. Преподаватель английского и французского языков.

Алексей Трофимов

Академический директор сети лингвистических центров Priorita. Преподаватель английского и французского языков.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля