Методика «I like it»

Как люди становятся полиглотами? Может быть, они – носители особого гена? Или у них такое воспитание?

Научных подтверждений этим предположениям нет. Более вероятным кажется мнение, что любой человек, успешно освоивший родной язык, способен усвоить неограниченное количество иностранных.

Сегодня многие взрослые клиенты обращаются в наш центр, чтобы решить три важных задачи: «мне нужен английский для работы», «я хочу общаться с иностранцами за границей», «я хочу развивать мозги и не отставать от быстро меняющегося мира».

Проблемное понятие о необходимости изучать язык дает преподавателю первое преимущество — ученик мотивирован, он осознает необходимость изучения языка и готов к этому. Скорее всего, недавно в его жизни был некий «последний толчок» — ситуация, которая не позволила ему больше откладывать обращение в языковую школу. Однако мотивации не всегда достаточно. Вернее сказать, ее достаточно только для начала, после чего на преподавателя ложиться тяжелый груз – подпитать мотивацию и сохранить интерес к изучению языка. Мотивацию добавить не сложно: рассказывайте ученику истории своего опыта общения за границей, бесед и встреч с носителями языка, легкости просмотра фильмов в оригинале. Напоминайте и про сертификат, который ждет ученика в будущем, хвалите за малейшие успехи, сравнивайте рост знаний за периоды обучения.

Далее события развиваются по двум сценариям: 1) ученик усердно работает, хорошо выполняет домашние задания и учит новую лексику, 2) ученик выполняет домашние задания за первые несколько уроков, после чего начинает пропускать занятия, не выполнять задания, аргументируя это нехваткой свободного времени. Через месяц-второй такой ученик вовсе прекратит заниматься, сказав, что времени совсем нет или что он не получил того, чего ожидал.

Что же произошло? Почему один ученик плавно усваивает заданный курс, а другой бросает? Возможные причины таких проявлений могут, действительно, заключаться в нехватке времени. Семья, работа, домашние обязанности… Но не у всех ли нас имеется набор подобных дел? Неужели мы совсем не отдыхаем? Мало вероятно. Проблема второго ученика – приоритеты. Придя домой после работы, он, возможно, стоит перед терзающим выбором: сделать длинную скучную домашку из рабочей тетради или посмотреть шестую серию любимого сериала. Для многих выбор очевиден. 

Вернемся к началу нашего рассуждения. Как же все-таки стать полиглотом? Да хотя бы один иностранный язык освоить! Разобрав «неудачный» сценарий обучения в языковой школе, мы поняли, что является разрушающим фактором в изучении иностранного языка вне урока. Для многих людей изучение английского – вынужденная необходимость, на которую они с трудом решаются. Если нам хочется, чтобы такой ученик не терял силы и не «сдувался» слишком быстро, нам нужно найти способ заставить его работать с языком вне занятий, развиваться и закреплять материал. Для этого академическим директором Алексеем Трофимовым была придумана и разработана инновационная методика «I Like it!».

Методика «I Like it!» — средство внедрения английского языка в повседневную жизнь учащегося. Зачем выбирать между увлечением и домашкой? Что если превратить выполнение домашнего задания по английскому в хобби, вернее, адаптировать свое любимое занятие и соединить его с языковой практикой. В этом и заключается первый компонент данной методики – pleasure component. Задача компонента «внедриться» в жизнь студента, лишить изучение языка скучной академической оболочки и, под прикрытием любимого способа когнитивного познания, превратить изучение языка в простое и привычное дело.Но как же выбрать pleasure component? Для этого есть choice component, который помогает учащемуся и преподавателю выбрать оптимальный вариант внеурочной работы (вернее, не работы, а «любимого занятия»). Для реализации этого компонента была разработана вступительная анкета, определяющая lingua-psychological type студента.

По результатам этой анкеты мы определяем title студента:

— visualizer – любитель смотреть кино, сериалы и ролики,

— reader – увлекается чтением книг,

— vlogger – любитель смотреть влоги и вайны,

— scientist – обожает документальные фильмы и сюжеты,

— gamer – не прочь поиграть в компьютерные игры,

— perfectionist – любит красиво и структурно фиксировать новые знания,

— chatter – болтун, не против пообщаться онлайн с иностранцами,

— musician – постоянно слушает музыку.

По результатам выбора title студенту предлагается внеурочная форма работы согласно выбранному компоненту: просмотр фильмов, чтение книги, общение с носителями онлайн и т.д. Важно отметить, что студент не должен сам искать платформу для работы. Для этого есть resource component – перечень платформ, сайтов и приложений для работы по методике. Подробнее о элементах анкеты, ее содержании и вариантах выбора pleasure components будет рассказано позже.

Звучит все, конечно, весело, но как мы будем контролировать деятельность наших таких разных студентов? В действие вступает system component и сам преподаватель. Наши программы для взрослых будут содержать в себе специальные занятия «I Like it!», когда все учащиеся смогут поделиться знаниями, полученными за прошедший период. На обратной стороне вступительной анкеты находится специальная таблица учета занятий «I Like it!», в которой преподаватель и ученики будут отмечать успеваемость и прогресс. Таким образом, мы получаем комплексную концепцию «позитивного» изучения языка, нацеленную на получение удовольствия от процесса, познания и развития.

Что же делать с заданиями по рабочей тетради? Они становятся второстепенными, те самые усердные ученики, о которых мы говорили выше, будут выполнять и эти задания. Однако менее определенные студенты смогут найти хотя бы какой-то способ развиваться и демонстрировать полученные знания.

Подведем итоги. Цель нашей методики – превратить изучение английского в приятный процесс и внедрить его в повседневную жизнь учащегося. 

Компоненты методики, помогающие достичь поставленной цели:

1) Choice Component – возможность выбрать форму языковой внеурочной работы при помощи вступительной анкеты, которая вносит элемент веселья и интереса в процесс вступительного тестирование кандидата;

2) Pleasure Component – главный компонент, то самое имеющееся у студента хобби, которое трансформируется и приобретет языковую направленность;

3) Resource Component – предоставление студенту платформы для работы с pleasure component (платные и бесплатные сервисы);

4) System Component – элемент системности, периодичности и формата отчетов, разговорных уроков, где студенты демонстрируют полученные знания.

Ну что, осталось только попробовать! Ждем вас на занятия по английскому для взрослых, и мы уверены, что после первого урока вы скажете нам «I like it!»